История в нарративах

0
775

МИТРОПОЛИТ ВЛАДИМИР (САБОДАН).

«Что побудило меня поступать в духовную семинарию»

(выпускник ОДС 1958 года)

Сочинение митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), выпускника ОДС 1958 года, написанное им в 1-м классе Одесской духовной семинарии в 1954 году

«Благо всем, если пойдете по стопам Христа.

На этом пути не растеряете ни одного доброго зерна»

(«По стопам Христа»)

Заповедь апостола Павла «непрестанно молитесь» (1 Сол: 5,17) указывает на беспре­рывное памятование о Боге, на такой подъ­ем и просветленное состояние души нашей, что мы чувствуем себя непрестанно перед очима нашего Отца Небесного, раскрываем перед Ним наше сердце, и с горячей любовью и детскою преданностью отдаем себя в Его волю, помня, что Он постоянно заботится о нас, посылает нам все потребное, прежде чем мы просим Его. Ученики Христовы хра­нили слова Христа в сердцах своих и запо­ведовали всем, принимающим Его учение, содержать и возгревать в себе это светлое, радостное и детски-покорное настроение.

Эту заповедь я помню с самых юных лет моей жизни. Когда мне приходят на мысль эти слова, я невольно вспоминаю те вечера, прекрасные и какие-то особенно интерес­ные, когда у меня дома собирались и чита­ли Священное Писание. Они были такие очаровательные, что мне никогда не хоте­лось спать, а все слушать и слушать.

О Духовной семинарии я знал с детства, и еще тогда зародилась мечта пойти в бу­дущем туда учиться, чтобы получить ду­ховное образование и пойти по истинному христианскому пути, «по стопам Христа». Еще маленьким я ходил в церковь и, буду­чи в первом классе, я начал посещать ал­тарь. Отец мой был церковным старостой, и поэтому я имел возможность приучать­ся и прислушиваться к церковной службе. Позже, по благословению Божьему, я на­чал прислуживать в алтаре. Так я и остался при церкви. Тетя моя стала псаломщицей, и тогда мне представилась возможность научиться читать по-славянски, а позже петь. Я начал читать и петь на клиросе. Все это было для меня очень интересным, и я так сжился с церковью, что не мог пропустить ни одного Богослужения. Надо мной смеялись. Меня презирали в школе и на улице. Часто приходилось слышать нехо­рошие слова и песни. Но при всем этом, мне было почему-то радостно и приятно. Да, радостно и приятно! Но как же было не радоваться, помышляя о том, что я — нич­тожное существо, песчинка в океане, и я духовно могу соединяться с Всемогущим, Великим Богом. Ведь религия есть живой, сознательный и свободный союз человека с Богом. Я поставил себе цель в жизни, что должен с любовью воспринимать богооткровенные истины и стараться всеми силами исполнять Божественную волю. Ведь Бог открыл мне свет, Бог дал возможность стремиться к уразумению причины всех причин, стремиться к Нему, Который все знает. «Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся» (1 Ин: 3, 20).

По окончании десяти классов, когда обычно все молодые люди избирают себе путь в жизни, я твердо и уверенно решил осуществить свою заветную мечту, что пой­ду по истинному христианскому пути.

Мне пришлось после окончания школы говорить со своим епископом, от которого я услышал слова: «Вы — будущий работник духовной жизни. Что вы внесете в жизнь, с тем она и пойдет дальше. Ваш характер пока еще не установился; душа мягка и по­датлива, юное сердце кипит, как расплав­ленный металл. Следите за собой. Будьте достойны своего избранного пути!» Эти слова во многом мне помогли, еще больше вдохновили на этот путь.

Когда отливают колокол, то в расплав­ленную массу прибавляют серебро, благо­родный металл. Чем будет больше этого металла, тем чище, сильнее и мелодичнее звук. Я пожелал, чтоб звуки моей души всю жизнь были ясны и гармоничны. Для этого мне надо запастись «благородным метал­лом» — чистым светом евангельской прав­ды и любви. Этот «благородный металл» я надеюсь получить в духовной семинарии. Вот что меня влекло, звало поступить в духовную семинарию. Мечта моя и жела­ния мои направлены на то, чтобы, окончив духовную семинарию, с Божьей помощью, стать работником нивы Христовой, упра­вителем самых сложнейших механизмов на земле — человеков. Человек — самый сложнейший механизм на земле. Он требу­ет ухода за собой, заботливых попечений о своей сохранности, как извне, о теле, так и внутри, о духе, больше, чем о теле. Я хочу беречь эти механизмы, не дать им заржа­веть, покрыться грязью, остановиться. Я хочу быть врачом душ человеческих. Если Бог благословит мне получить духовный сан, то я с радостью буду трудиться на ниве Христа, зная, что Бог со мной и я с Госпо­дом. Меня побудила поступить в семинарию, по словам Антония Великого, «не зем­ная скоропреходящая любовь, но любовь духовная, никогда непреходящая». Добро­детели, которых требует от меня Господь, недалеко от меня. Я могу их найти в себе, если буду больше внимать и следовать гласу благодати в сердце моем, ибо благодать «не входит в злохудожную душу, и не обитает в телеси, повиннем греху» (Премудр. 1, 4). По свободной воле я пришел в духовную семинарию и никогда с этого пути не сверну. Лучше не принимать духовного сана, а с ним и обязанности пастырства, нежели потом «оглядываться вспять», по слову Священ­ного Писания, ставши «не благонадежным для Царствия Божия» (Лк: 9, 62). Если же Бог благословит меня носить духовный сан, то после окончания семинарии, я, несмотря ни на какие трудности, послужу на благо Святой Церкви, буду идти по стопам Христа, ибо верю, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатью Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему.

Слово митрополита Одесского и Измаильского Агафангела

произнесенное на торжественном акте ОДС

в день памяти святого апостола Андрея Первозванного

Ныне, в день памяти небесного покровителя нашей духовной школы святого апостола Андрея Первозванного, мы отмечаем знаменательный юбилей 65-летия возрождения Одесской духовной семинарии. Поэтому сегодня, с чувством глубокой ответственности за будущее нашей Церкви, хочется обратить общее внимание на важность постижения богословских дисциплин, которые столь успешно преподаются в нашем учебном заведении вот уже шесть с половиной десятилетий. Дело Христово на земле есть спасение рода человеческого от власти греха, проклятия, смерти и диавола. Искупительный подвиг совершен Спасителем единожды, но усвоение его плодов составляет задачу каждого христианина на протяжении вот уже почти двух тысяч лет. Только Церковь, будучи избранным Божиим народом, является участницей Евхаристии и других Таинств Нового Завета, и только православные иерархи и священники могут быть совершителями этих Таинств. Святой священномученик Ириней Лионский учит: «Наше учение согласно с Евхаристиею, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение. Ибо мы приносим Ему (то есть Богу) то, что Его, последовательно возвещая общение и единство плоти и духа. Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей: из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения». Истины эти бесспорны и несомненны, но в каждую новую эпоху бытия Христовой Церкви их проповедь обществу сопряжена всё с новыми и новыми трудностями. Своеобразие современного нам периода состоит в том, что прерванная в десятилетия правления богоборческой власти традиция православного народного благочестия до сих пор ещё не восстановлена. При всех успехах Церкви последних двух десятилетий в области храмостроительства, восстановления монастырей, открытия духовных учебных заведений и евангельской проповеди приходится признать, что наш народ в массе своей остается малоцерковным. Полтора-два процента от общего числа крещенных людей регулярно посещают воскресные богослужения. Остальные приходят в храм от случая к случаю, чтобы освятить что-либо или попросить помощи в решении какой-то проблемы. Задача пастыря воспитать в пастве потребность в богообщении, от потребительского подхода возвести её к сознанию необходимости духовной жизни самой по себе. Но преодолеть косность и своекорыстие человеческой природы не так просто. Чтобы слово священника возымело действие в людских сердцах, оно должно быть «приправлено солью» (Кол. 4, 6), а это подразумевает обладание духовной мудростью и глубокими богословскими знаниями. Каков бы ни был социальный состав прихода, наличие этих знаний и духовного опыта у священника люди сразу заметят, а вот их отсутствие невозможно скрыть под маской показного благочестия. Кто-то может сказать: «У меня нет особенных способностей, чтобы стать богословом». Действительно, ещё Апостол Павел признавал, что «каждый имеет своё дарование от Бога» (1 Кор. 7, 7). Не всем дано стать Лосскими и Флоровскими, Афанасьевыми и Мейендорфами. Не каждый одарен высоким интеллектуальным потенциалом, а дар творческой богословской мысли это удел единиц. Но речь сейчас не об этом. Стремление к сознательному усвоению богословского наследия Православия и внутренней духовной переработке всего того, что открыла нам вера — вот что мы вправе от вас потребовать, и что без исключения каждому из вас по силам. Каждый христианин, тем более пастырь Церкви, получивший в Таинствах Миропомазания и Священства благодатные дары Духа Святаго, должен сделать свою веру сознательной, разумной и духовной. Между разумом и верой нет и не может быть противоречия. Это подтверждено, с одной стороны, множеством великих ученых-христиан, которым вера не мешала, а напротив, помогала делать научные открытия, а с другой стороны — сонмом просвещеннейших архипастырей и пастырей, огромная учёность которых не поколебала, а наоборот укрепила их веру. Святой Апостол Павел пишет, что «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1). Это означает, что вера есть такое состояние, когда человек внутренне как бы предвосхищает высшую радость и высшее знание грядущего Божия Царства и через это обретает несомненную уверенность в реальности невидимого, трансцендентного мира. Своим духовным оком вера проникает в области недосягаемые для телесных глаз, законы которых несравненно шире и глубже законов материального мира. Сфера высших духовных истин доступна лишь очам веры, и только тот христианин, который трудится над очищением своего духовного зрения, способен преуспеть в их познании. Вера — это особая форма мистического знания. Она зарождается в человеческом сердце, но развивается и приобретает осмысленность через разум. О неразрывном единстве сердца и разума в деле спасения читаем в первом послании к Тимофею: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16). В одностороннем стремлении к знаниям мы часто забываем, что всякое понятие входит в нашу душу как её внутреннее состояние. Тем не менее, если мы хотим, чтобы свет религиозного знания стал теплотой и жизнью духа, он непременно должен проникнуть до сердца, где бы он мог войти в целостное настроение души. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Если ты ученик, студент какого-либо учебного заведения…, помни, что первая наука каждого из вас — быть истинным христианином, искренне веровать в Бога Триипостасного, беседовать с Богом каждый день в молитве, участвовать в Богослужении, соблюдать уставы и постановления Церкви; и до дела, и за делом, и после дела носить в сердце имя Иисусово, ибо Он есть свет, сила, святыня наша, помощь наша…». Когда истина падает нам на сердце, она становится нашим благом, нашим внутренним сокровищем. Только за это сокровище, а не за отвлеченные догматические формулы христианин может вступать в борьбу с обстоятельствами и людьми. Только для сердца возможен самоотверженный подвиг исповедничества. Времена безграмотной, но богомольной Руси прошли безвозвратно. Сегодня для широкой массы верующих одна литургическая жизнь уже не является единственной и самодостаточной для спасения школой богословия. Тем более вам, настоящим и будущим пастырям Церкви, которые должны хранить и передавать подобающее пастырям ведение, следует ориентировать себя на более возвышенное и утонченное познание. Надо с уверенностью и дерзновением устремляться к вершинам догматического сознания, стать мыслящими христианами, способными быстро и правильно разобраться в запутанных обстоятельствах изменчивой действительности. Тогда и паства ваша будет чувствовать себя в безопасности, будучи окормляема бдительным и образованным пастырем. К сожалению, порой мы замечаем за собой некоторое ослабление духовной жизни, нежелание молиться, тайную неохоту заниматься Божественным и богоугодным деланием. Это все следствие искушений, проистекающих от мира, плоти и диавола. Обращаясь к учащимся нашей семинарии, будущим пастырям, хочу акцентировать ваше внимание на действенных способах решения этой проблемы. По милости Божией, у вас есть удобная возможность преодолеть подобные искушения посредством своевременной исповеди, приятия Таинства Евхаристии, обращения за советом к опытному духовнику. По особому Промыслу Божию наша духовная школа расположена в непосредственной близости к Свято-Успенской Патриаршей обители, где каждый из вас всегда может пополнить запас духовных сил и получить наставление в правильной молитвенной практике. …Надо учиться богословствовать так, как это делали Отцы и Учителя Церкви прошлых веков, чтобы в вероучительном знании была обретена сама жизнь. Постижение богословия, выработка догматического сознания и соответствующего ему догматического мышления немыслимы без аскетического искуса, без борьбы с собой, без преодоления своих греховных страстей. Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Что пользы, если дерево и поднялось высоко, и покрылось листьями, но плода не приносит? Так и христианину не принесут никакой пользы правые догматы, если он небрежёт о своей жизни» Quibquid discis — tibi discis — говорили древние мудрецы: «Чему бы ты не учился, учишься для себя». В ваших интересах напрячь свои силы для обогащения собственного разума полезными сведениями. Знания имеют свойство пригождаться в жизни, и чем больше вы успеете почерпнуть из этого кладязя премудрости, тем больше будет реальная польза, которую вы в своё время принесете Матери Церкви. Образцами и наставниками в творческом овладении богословским наследием прошлого и изучении современной православной мысли должны быть Святые Отцы, которые более нас преуспели в подвиге молитвы и очищения сердца. Чистое созерцание божественных истин как следствие святой и богоугодной жизни вот что выделяет Святых Отцов из среды прочих богословов и религиозных мыслителей. Именно поэтому Святые Отцы и Учителя Церкви были и остаются выразителями кафолического сознания Церкви. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8), — свидетельствует Священное Писание. В своём толковании на этот текст преподобный Ефрем Сирии пишет: «Если вчера и сегодня будете пребывать в Нём, то и во веки веков пребудете в Нём». Святые Отцы, познавшие Христа в опыте личной своей духовной жизни, остаются наставниками богословия для всей вселенной на все времена, до скончания века. Поздравляю всех учащих и учащихся с престольным праздником и с актовым днём нашей alma mater! Желаю всем помощи Божией, доброго здоровья, а также новых успехов в предстоящих трудах. Покров Царицы Небесной, молитвенное предстательство святого Апостола Андрея Первозванного и всех святых в земле Одесской просиявших да пребудут с каждым из вас. «В усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите» (Рим. 12, 10-11)

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here