Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба

0
299

Богослужение – основа жизни православного христианина. Оно раскрывает и являет всю глубину и мудрость святоотеческого учения. Обращаясь к Богу, святые мужи записывали тексты, что составило огромное богатство, включенное в сокровищницу Священного Предания. Благодаря этому каждый человек приобщается к неземной мудрости, молится Богу и святым, живет истинно духовной жизнью. Особенным образом богослужение формирует внутренний настрой и весь уклад воспитания студентов духовной семинарии. Образовательный процесс для них строится двойственно – лекции в аудитории и богослужение в храме. Если первое дает возможность приобщиться к теоритическим основам Православного вероучения, то второе – раскрывает все содержание веры наглядным образом. Для воспитанников Одесской духовной семинарии богослужение проводится в надвратном храме, посвященном святым благоверным князям Борису и Глебу, который размещен в колокольне Свято-Успенского мужского монастыря. Возвышаясь над сооружениями обители, колокольня соединяет их в оригинальный архитектурный комплекс. Она является, своего рода, духовным маяком для жителей Одессы, показывая и возвещая людям место духовного утешения и уединения.

В 2003-2004 годах по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела был разработан проект реконструкции северной стены Свято-Успенского Одесского мужского монастыря с размещением колокольни с храмом и святых врат. 7 июля 2005 года в день празднования Рождества Иоанна Предтечи митрополит Агафангел совершил закладку надвратного храма в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба, ктиторам которого стал известный одесский меценат Борис Рафаилович Кауфман.

Проект колокольни принадлежит одесскому архитектору Владимиру Николаевичу Мещерякову. В качестве основного объекта-аналога архитектором взята модель колокольни Новодевичьего монастыря. Колокольня построена в изящном древнерусском стиле, имеет четыре этажа и три яруса для колоколов над ними, высота верхней точки купола 53 метра, а с крестом – 56 метров.

На первом и втором этажах расположены монастырская иконная и книжная лавки с лестничным маршем ведущим к надвратной церкви и звоннице. Лицевой фасад украшают мозаичные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а так же иконы с изображениями небесных покровителей надвратного храма – святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и местночтимых святых Одесской земли. В арочном проеме – мозаичные композиции «Успение Пресвятой Богородицы» и «Собор Одесских святых».

На четвертом этаже колокольни расположены служебные помещения и монастырские часы. Над этажами размещены три яруса для колоколов, которых в общем количестве 15. На первом ярусе с четырьмя большими окнами находится самый большой колокол-благовестник, весом 5 тонн, изготовленный Донецким металлургическим заводом. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил чин его освящения 26 января 2010 года.

Второй и третий ярусы имеют более ажурные воздушные формы с восемью большими окнами для звона. Особенностью колокольни является отсутствие перекрытия между вторым и третьим ярусом. Поэтому все малые и средние колокола установлены на втором ярусе. Размещение колоколов на одном ярусе способствует тому, что звон получается слаженным и мощным. Всего на втором ярусе установлено 14 колоколов. Существенно облегчает звонарский труд специальный станок с рычагами-клавишами и педалями для звона, что дает возможность импровизировать и исполнять все положенные богослужебным уставом колокольные звоны. Венчает колокольню венцеобразный позолоченный купол с шестиконечным крестом. У основания главы колокольни на поясе выведена церковнославянскими золотыми буквами надпись: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая». Экстерьер колокольни оформлен: килевидными закомарами, а все оконные проемы и переходы от яруса к ярусу украшены кокошниками.

Надвратный храм во имя святых мучеников Бориса и Глеба расположен на третьем этаже. В его отделке использованы каноническая православная живопись и система традиционных плоских и объемных древнерусских и византийских орнаментов. В центре среднего плафона средней части храма размещена икона «Спас в силах», вписанная в форму круга, украшенная по периметру золотым орнаментом. Плоскости потолка декорируются орнаментом в виде «звездного неба» с сияниями в центрах, в которых крепятся паникадила.

За основу орнаментального решения пола средней части храма и солеи приняты фрагменты композиции пола храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Отделка состоит из полированной мраморной плитки трех цветов (узор из двух оттенков зеленого мрамора на бежевом фоне) и мраморного плинтуса. Отражение декора в полированном полу и использование объемного декора позволяет визуально увеличить объем помещения. Пол алтарной части отделан паркетом и деревянным плинтусом.

Наиболее декоративно насыщенными являются стены средней части храма. Декоративные арки отделываются позолотой с нанесением орнаментов. Арки опираются на декоративные пилястры. В нишах, образованных пилястрами и арками, размещаются иконы и медальоны с ветхозаветными пророками. Стены также украшены византийскими орнаментами XI века. Живописные сюжеты выполняются на матовом золотом фоне, по аналогии с традиционными иконами. Декоративные пилястры исполнены отделкой, имитирующей малахитовый мрамор. Капители пилястр отделываются позолотой.

За основу проектного решения иконостаса надвратной церкви принят проект иконостаса, выполненный архитектором Николаем Васильевичем Набоковым. Иконостас сделан из влагостойкой фанеры различной толщины, на деревянном каркасе. Объемные декоративные элементы иконостаса состоят из липы, окрашиваются по традиционной технологии с нанесением позолоты.

6 августа 2008 года, в день памяти князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил освящение надвратного храма колокольни.

Монастырская колокольня, построенная всего за 3 года, стала одной из главных градостроительных доминант Одессы и является самой высокой точкой на мысе 16 станции Большого Фонтана. Возведение колокольни в Свято-Успенском мужском монастыре является символом возрождения и укрепления православной веры жителей южной Пальмиры. Величественный звон колокольни созывает одесситов на богослужение, призывает всех прийти в обитель в дивный удел Пресвятой Богородицы, чтобы в покаянии очистить душу свою, излить свои печали, получить духовный совет, наставление и благословение на свои недоуменные вопросы. В надвратном Борисо-Глебском храме в будние дни проходит богослужебная практика воспитанников Одесской духовной семинарии. В деле формирования будущих священно- и церковнослужителей Церкви Христовой храм занимает исключительно важное место. Читая священные тексты, воспитанники оживляют библейские события, узнают историю и догматы Православной Церкви и сопереживают жизнь и подвиги святых, что дает возможность задуматься над основополагающими и Богом утвержденными истинами. Одной из ключевых особенностей богослужений в надвратном храме является то, что именно здесь студенты произносят свои первые проповеди, познают «како подобает в дому Божии жити» (1 Тим. 3:15). Благодаря полученным в храме богослужебным, клиросным и проповедническим навыкам, воспитанники духовной семинарии осваивают практическим образом все необходимое для дальнейшего пастырского служения.

А. Т. сентябрь 2017 г.

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here