Слово ректора

АКТОВАЯ РЕЧЬ

«Свято-Успенский Одесский мужской монастырь – светоч духовной жизни в ХХ – начале ХХI столетия (к 195-летию обители)»
прочитанная ректором ОДС, архимандритом Серафимом,
в день Годичного акта 13 декабря 2019 года

Чем являются монастыри в структуре Церкви? Отвечая на этот вопрос необходимо вспомнить об истории возникновения и о причинах, влекущих благочестивых людей к оставлению мирской жизни. В III-м столетии, когда христианство уже распространилось на огромных просторах Римской империи и за её пределами, когда во многих местах христиане занимали значительное место среди населения и где, по сравнению с другими областями не наблюдалось мощных гонений, началось некоторое ослабление строгости жизни и соблюдения правил, которые были сформированы в общинах еще с апостольских времен. Это послужило поводом для тех, кому такое сближение традиций с повседневной жизнью и бытом показалось недопустимым, искать для себя места, где могли бы молитва и пост быть главным деланием без отвлечения на суету окружающего мира. Такие ревнители удалялись подальше от городов и весей в пустыню, в горы, начиная свой подвиг в совершенном одиночестве, предав себя всецело в руки Божии. Эти отшельники и пустынники и стали, собственно, первыми монахами, которые заложили основные принципы монашеской жизни.
Родиной монашества стал – Египет. Великие преподобные Антоний и Пахомий явились основателями двух наиболее распространённых направлений монашества: анахоретства и общежития, определив таким образом дальнейшее развитие иночества в истории Церкви.
Так сложилось, что с самого начала существования монастыри становились центрами не только духовности, подвижнической жизни, но культурными центрами, в которых развивались литература, ремесла, земледелие, скотоводство. Особенностью общежительных монастырей был общий устав для всей братии, предусматривающий беспрекословное подчинение иноков настоятелю, у монахов были общие молитвенное правило, трапеза, послушания. При этом, целью, ради которой устраивались монастыри было спасение через смирение, труд, постоянные молитвы, и чтение Священного Писания.
Именно таким представлял себе смысл жизни родоначальник отечественного монашества прп. Антоний, принявший постриг на святой горе Афон и получивший благословение привить дух иночества своим соплеменникам на берегах седого Днепра.
Колыбелью христианского аскетизма на Руси становится Киево-Печерская обитель. Сонм преподобных Печерских с тех пор непрестанно молит Христа о своих соотечественниках и укрепляет веру тех, кто, исполняя заповедь Спасителя следуют за Ним, беря Его благое иго и неся Его легкое бремя (Мф. 11:39). Во всех уголках Руси Святой устроены обители. Во все периоды истории нашей Церкви прославляются преподобные угодники Божии. Монастыри, где они подвизались, притягивают к себе верующий люд, стремящийся не только поклонится мощам святого, но и почерпнуть для себя частицу благодати Святого Духа, словно глоток живой воды утоляющий жажду страждущей человеческой души.
В 2019 году исполнилось 195 лет с момента образования в городе Одесса Свято-Успенского мужского монастыря, который стал одним из выдающихся святых уделов Божией Матери на территории северного Причерноморья. В начале XX века Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона из пятидесяти пяти Успенских монастырей, действующих в Российской империи, за исключением Киево-Печерской и Почаевской Лавр, определял Одесскому монастырю четвертое место. География обители определялась, как загородный, т. е. в 10-ти верстах от города, монастырь 2-го класса. Расположившись на мысе Большой Фонтан, рядом с встречающим суда, идущие в Одессу, маяком, монастырь воспринял на себя миссию маяка, встречающего души ищущих уединения иноков, оставивших мирскую жизнь ради Христа.
История монастыря в XIX столетии подробно прослеживается в документах Херсонско-Одесской епархии и на ней мы не будем останавливаться сегодня. Предметом настоящего доклада является период последних нескольких десятилетий и особенно 90-х годов XX века и двух десятилетий века нынешнего – XXI.
Обладая обширным потенциалом духовной жизни, имея глубокие традиции иночества, восприняв на себя в послевоенное время устав Троице-Сергиевой Лавры, Свято-Успенский Одесский монастырь сосредоточил судьбы выдающихся подвижников благочестия, среди которых были иерархи Церкви, представители разных слоев общества и конечно – насельники обители, а с 1961 года воспитанники Одесской Духовной Семинарии.
Во время короткого всплеска благосклонного отношения к Церкви со стороны Советской власти в 40–50-х годах монастырь смог частично восстановиться после закрытия. Здесь начинает функционировать резиденция Святейшего Патриарха Алексия I, благодаря чему обитель приобретает статус Патриаршей.
С середины 60-х годов в Свято-Успенский монастырь была перенесена с Французского бульвара резиденция правящего архиерея. Монастырь становится местом, куда передают святыни из храмов, закрытых властями в период так называемой Хрущевской «оттепели». В это же время в стенах обители несли послушание старцы, прибывавшие в Одессу из поруганных и прекративших свое существование монастырей: Киево-Печерской Лавры, Глинской пустыни, Свято-Троицкого Черниговского, Свято-Покровского Балтского и других.
Выдающимся подвижником благочестия, достигшим совершенства в Духе Святом, несломленным гонениями и преследованиями, прошедшим школу монашеской жизни на Афоне, в Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, окончившим свой земной путь в Одессе, является преподобный Кукша (Величко †1964). В Свято-Успенский монастырь батюшка прибыл из закрытого в 1960 г. монастыря с. Крещатик на Буковине, где он подвизался после перевода из Почаевской Лавры. Всю свою сознательную жизнь, начиная с отрочества, отец Кукша посвятил Богу. Пример подвига преподобного – это яркое воплощение призыва Христа взять крест и следовать за Ним. С первых же дней по прибытии в Одессу, отец Кукша стал привлекать к себе и в монастырь большое число верующих людей, стремящихся к старцу, как своему духовнику из всех уголков огромной страны, что вызывало гнев и раздражение со стороны властей. Многие из духовных чад батюшки, особенно из числа семинаристов, становились стойкими защитниками Веры, принимали священный сан и в условиях гонений были примером веры для своей паствы. Ярчайшей иллюстрацией сказанного стал жизненный путь приснопамятного Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана †2014). Окончив в 1958 г. Одесскую духовную семинарию Виктор, как звали Его Блаженство в миру, поступил в Ленинградскую духовную академию. Разлука с Одессой была недолгой. Уже в 1962 году юноша вернулся в наш город, где в июле, выполняя благословение старца Кукши, он принял священный сан, а 26 августа монашеский постриг, который совершил митрополит Одесский и Херсонский Борис (Вик †1965), всегда принимавший большое участие в судьбе будущего Первосвятителя. Пройдя все степени послушаний в Одесской семинарии, от студента, преподавателя до ректора, архимандрит Владимир трудился и в Святой земле в воссозданной Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую более чем за сто лет до этого возглавлял первый ректор ОДС епископ Порфирий (Успенский), стоявший у истоков устройства миссии в Палестине.
27-28 мая 1992 года, Архиерейский собор Украинской Православной Церкви избрал на древнюю Киевскую митрополичью кафедру Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). Этому предшествовали антиканонические действия бывшего Киевского митрополита Филарета (Денисенко).
Твердая вера, преданность Церкви, глубокие традиции монашеского делания, заложенные в сознание Его Блаженства в Свято-Успенском монастыре Одессы, помогли Предстоятелю мудро управлять Церковным кораблем, держась неизменного курса на единство Святой Церкви в Украине на протяжении 22-х лет. Ближайшим помощником Блаженнейшего митрополита Владимира все это время был его верный друг Высокопреосвященнейший Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин). Дружба двух светильников Церкви, зародилась в Одессе, когда они были воспитанниками и несли послушания в Одесской духовной семинарии. И конечно же, основой многолетней дружбы были общие духовные корни, общая благородная цель и способы ее достижения. Все это формировалось под духовным руководством подвижников Свято-Успенского монастыря и развивалось в Троице-Сергиевой Лавре, когда юноша Алексей Саввин учился в Московской академии где принял в 1965 г. иноческий постриг у раки прп. Сергия, а Владыка Владимир был с 1973 по 1982 г. ректором МДАиС.
Начало 90-х годов для Свято-Успенского монастыря оказалось временем серьезных испытаний. После празднования на всесоюзном уровне 1000-летия Крещения Руси, страна, воспитанная на идеях материализма и атеизма, неимеющая веры, устремилась заполнить вакуум бездуховности новым, запретным доселе духом религии. Государство провозгласило гарантию свободы совести и вероисповеданий всем гражданам.
Но в 1991 году этого государства не стало. Карта бывшего СССР превратилась в карту 15 независимых государств. К этому моменту в Украине бушевал ураган, учиненный вышедшей из подполья униатской церковью и возобновившимся самосвятским автокефальным расколом. Форпостом чистоты веры и единства Церкви на юге становится наш монастырь. Единодушно встали монахи на защиту Православия.
Когда бывший Киевский митрополит Филарет, мечтавший о клобуке Патриарха и не получивший его законным путем, пытался ценой раскола обеспечить себе куколь, насельники обители обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с письмом, в котором просили Его Святейшество объявить Свято-Успенский Одесский монастырь ставропигиальным. Масло в огонь подливали светские власти, часть колеблющегося духовенства и воспитанников ОДС из западных областей. В самый разгар противостояния, а именно в мае 1992 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поручил старейшему по хиротонии архиерею Украинской Православной Церкви Митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку †2011) созвать Архиерейский собор. В условиях жесткого давления со стороны тогдашнего Президента Украины Л. М. Кравчука, который лично поддерживал Филарета, Харьковский собор мужественно принял решение сохранить единство с Русской Церковью, запретив в служении клятвопреступника Денисенко. Православные одесситы, окормляемые духовниками Свято-Успенского монастыря, среди которых были старцы архимандрит Алексий (Философ), Алексий (Чистов), братья Гоенко Виталий и Арсений, Никон (Сморкалов), иеромонахи Евфимий (Сеницару), Иона (Игнатенко), с воодушевлением приняли известие об избрании Предстоятелем Украинской Православной Церкви своего давнего друга Митрополита Владимира (Сабодана). Теперь уже ни у кого не вызывало сомнения, что и на Одесской кафедре будет возжен яркий светильник веры, исповедник, прошедший через клевету, угрозы, лишение кафедры, но несломленный святитель митрополит Агафангел.
С этого момента в истории Патриаршего Одесского монастыря начинают золотыми буквами вписываться новые страницы, которые пишутся и сегодня. Воспитанный в монашеских традициях Троице-Сергиевой Лавры и нашего монастыря, Владыка Агафангел по прибытию в Одессу сразу же включился в ритм жизни любимого им города, прилагая все свои силы на восстановление духовного равновесия среди верующих, расстроенного предшествующими событиями. В первую очередь наш Святитель успокоил паству своим твердым отношением к вопросу об автокефалии, которую люди не воспринимали, не представляя себя вне лона Матери Церкви. Все духовенство Одесской епархии, воодушевлённое решительными действиями монахов Свято-Успенского монастыря, единодушно поддержали Владыку, который своим примером показал, как нужно отстаивать каноническое единство в тяжелых условиях давления властных структур и националистически настроенных элементов на Святую Церковь. В лице митрополита Агафангела братия обители обрела не просто священноархимандрита, настоятеля монастыря, но прежде всего доброго Авву, которому было очень важно сохранить славные традиции духовничества и старчества, при этом по-отечески заботясь о пополнении обители молодыми иноками.
Преображение Патриаршей обители началось практически одновременно с возвращением в нее Владыки. За период своего существования в советский период наш монастырь приобрел заслуженную славу благодатного места паломничества для тысяч верующих людей. Одесситы особенно полюбили удел Божией Матери на Большом Фонтане. В дни больших церковных праздников храмы монастыря уже не могли вмещать всех желающих помолится Богу и Его угодникам. Именно это было причиной, следствием которой стала цель, поставленная Святителем по возрождению разрушенного в советское время главного храма монастыря. Когда в 2009-м году был освящен нижний храм нового собора, никто не сомневался, что цель успешно достигнута. Собор был посвящен Божией Матери в Ее образе «Живоносный Источник». Сегодня он в несколько раз больше того, который был разрушен. К тому же он имеет приделы в честь святого великомученика Георгия Победоносца, святого мученика Агафангела, но изюминкой идеи Владыки оказалось посвящение нижнего храма угоднику Божию, молитвеннику и предстателю у престола Божия прославления, которого три десятилетия ожидала братия обители, преподобному Кукше. Именно канонизация доброго батюшки, к могиле которого со дня его блаженной кончины не прекращали стекаться люди для решения своих духовных проблем, приумножила глубокую благодарность братии своему священноархимандриту, Митрополиту Агафангелу.
Благодаря святителю многократно возрос интерес, особенно среди молодых людей, к монастырю и подвигу монашества. С двадцати-тридцати насельников в начале 90-х годов количество братии умножилось до 100. Свято-Успенский монастырь теперь явил себя в качестве обители, из которой началось формирование новых монастырей в Одесской Митрополии. Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Константино-Еленинский мужские монастыри, открытые трудами Митрополита Агафангела, среди первых членов братии имели насельников Свято-Успенского монастыря. История Свято-Иверского монастыря начиналась с того, что это был скит древней Успенской обители. Сегодня скитом нашего монастыря является Свято-Покровская обитель в с. Мариновка. Это грандиозное детище, неутомимого труженика на ниве Церковной Митрополита Агафангела явило пример глубокой веры и милосердия, так как именно здесь будет открыт первый в нашей стране Православный хоспис для оказания паллиативной помощи онкобольным и неизлечимым людям.
За последние 27 лет коренным образом изменился внешний вид Свято-Успенского монастыря. За всю свою почти 200-летнюю историю монастырь не видел таких масштабов храмостроительства, строительства братских корпусов и хозяйственных построек. Сегодня обитель украшена колокольней с надвратным храмом в честь святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, храмом в честь блаженной Матроны Московской, замечательными братскими корпусами и современной гостиницей.
В каждом кирпичике этих зданий заложена частица души нашего Владыки. Без его неустанного труда невозможно себе представить великие проекты.
Не осталась без внимания святителя и внутренняя жизнь монастыря. Благодаря Владыке в монастыре по примеру Троице-Сергиевой Лавры был введен в распорядок молебен перед ракой с мощами прп. Кукши. Ежедневное утреннее правило начинается именно с него. Митрополит Агафангел, на протяжении всей своей жизни особенно почитающий Божию Матерь, учредил в Свято-Успенском монастыре еженедельный акафист перед чудотворным образом Богородицы «Млекопитательница», принесенным в Одессу еще одним афонским подвижником преподобным Гавриилом. С увеличением числа храмов в Свято-Успенском монастыре по благословению Владыки было увеличено количество совершения Святой Евхаристии, что дает возможность еще большему кругу верующих приступать к Таинству Святого Причастия.
Значительное влияние на воспитание будущего нашей Церкви имеет факт близкого расположения Свято-Успенского монастыря с Одесской духовной семинарией. Преподаватели и сотрудники духовной школы в монашеском чине являются, в основном, насельниками нашей обители. Духовниками семинарии являются опытные монахи: архимандрит Филипп (Стецюренко) и Агапит (Юрков). Любые вопросы духовной жизни воспитанники могут разрешить с помощью наставников. Кроме того, монастырь дает возможность будущему пастырю научится добросовестному отношению к богослужению, молитве и к послушанию. В монастыре воспитанникам прививается любовь к Церкви, без которой невозможна жизнь верующего человека.
Поклониться святыням ежегодно приезжают многочисленные паломники изо всех уголков мира. Делегации практически всех Поместных Церквей бывали здесь в разные годы. Сегодня в обители считают своим долгом побывать, как официальные гости нашего города, дипломаты, деятели культуры, бизнесмены, так и простые туристы, даже не имеющие отношения к христианству. Одним из последних таких посещений был визит Посла Китайской Народной Республики в Украине.
В эти дни, когда монастырь продолжает чествовать юбилей своего основания, хочется особенно отметить то что, как и 195 лет назад так и сейчас Свято-Успенский Патриарший Одесский мужской монастырь является светочем, духовным маяком, свет которого разливается и согревает окружающий мир теплом Божественной благодати.
Чудотворные иконы Божией Матери «Млекопитательницы», «Успение» Киево-Печерская, «Скоропослушница», «Отрада и утешение», стопа святого апостола Андрея Первозванного, мощи прп. Кукши Одесского, частицы мощей Святителя Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Александра Невского и многих других угодников Божиих, почитаемая икона преподобного Серафима Саровского – это неполный перечень великих святынь, хранящихся в Свято-Успенском монастыре. Возможность ежедневно находится у этих святынь, возможность молится перед ними, духовная радость насельников обители, которая справедливо может называться сердцем Одессы.
Непоколебимая твердая вера, преданность монашеским традициям, верность Церкви, всегда были отличительной чертой братии монастыря, которая вот уже почти 30 лет живет, и движется, и существует молитвами своего досточтимого Аввы – Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Агафангела, Митрополита Одесского и Измаильского. Без преувеличения можно констатировать неоспоримый факт – сегодня, благодаря трудам Архипастыря, Свято-Успенская Патриаршая обитель переживает пик своего бытия, давая возможность и в будущее время всем ищущим Бога находить Его под сводами прекрасных храмов, перед святынями и по благословению нашего дорогого Владыки Митрополита, его помощника Архиепископа Виктора и всей братии этой древней славной и благодатной гавани: образца современного иноческого послушания и древних монашеских традиций Православной Церкви.