Проповеди

Проповедь в день освящения храма в честь преподобного Кукши Одесского

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Совершая память преподобных отцов, Святая Церковь предлагает нам за Божественной Литургией евангельское повествование, услышав которое, мы вновь переносимся на место ровное с учениками и множеством народа, пришедшего от всей Иудеи и Иерусалима, поморья Тирского и Сидонского послушать глаголов вечной жизни, исходящих из уст Спасителя, и не только послушать, но исцелиться от своих недугов и от одержимости нечистыми духами.

Все собравшиеся жаждали прикоснуться ко Христу, так как от Него исходила сила, исцеляющая их.

Место, где происходило описанное в Евангелии событие, располагалось на горе вблизи Галилейского моря, почему и слова, произнесённые Спасителем здесь, мы называем Нагорной проповедью.

Евангелист Лука передаёт нам основные заповеди Блаженств, исполнив которые преподобные и богоносные отцы наши достигли святости. Нищета духовная, вознаграждающаяся Царством Божиим; алчба и голод, обещающие насыщение; плач о грехах своих, ведущий к радости райской; терпение и смирение за несправедливые обвинения и клевету против исповедующих Сына Человеческого, вознаграждаемые великой мздой подвизающихся на Небе.

И в самом деле все эти заповеди, исполненные христианином, приводят его к цели своего бытия, протекшего на земле ради Бога, к вратам обителей Небесных.

Неслучайно, что сегодня мы услышали слова Нагорной проповеди. Ведь в этот день освящается храм в честь одного из самых любимых угодников Божиих нашей Церкви- преподобного Кукши Одесского исповедника, который пятнадцать лет назад был прославлен в лике святых, и мощи которого сейчас у нас перед глазами.

Каждый освящаемый престол, на котором совершается Евхаристия, получает Ангела-Хранителя, точно также, как и человек во время Крещения. В храме, таким образом, появляются два заступника, постоянно пекущиеся о нём: это Ангел-Хранитель и святой, в честь которого этот храм освящён.

Для нашей Свято-Успенской обители сегодня особый день. Один из наших ходатаев перед Престолом Господним преподобный Кукша становится ещё и покровителем этого замечательного храма.

Вся жизнь преподобного Кукши как нельзя лучше показывает нам реальность воплощения Нагорной проповеди в жизнь. С самого юного возраста до последнего вздоха преподобный олицетворял собою особое избранничество. Такие качества, как духовная нищета, жажда правды, печалование о греховности человеческого естества всегда были присущи святому Кукше.

Уже в детские годы, приходя в храм, маленький Косьма, так назвали будущего преподобного родители, стремился всегда заглянуть в алтарь, чтобы «увидеть Боженьку, Который там живёт».

Терпение и смирение, проявленные юным Косьмой в ожидании отцовского благословения на уход в монастырь, слёзная молитва об умягчении сердец родителя являли те качества, без которых немыслимо блаженство, заповеданное Спасителем чадам своим. И Христос явно указывал на преподобного особыми знаками: то невольное погружение прежде всех афонского послушника в Силоамскую купель, куда стремились погрузиться все паломники, приходящие в Иерусалим, а особенно бесплодные женщины. Та, которая первая входила в купальню, разрешалась от бесплодия. Случайно предварив всех, Косьма действительно стал отцом многочисленных чад духовных, коих у него было в конце жизни тысячи. То разлившаяся на юношу лампада в Вифлиемской пещере, на месте рождения Спасителя. Собираемый паломниками с одежды Косьмы елей воистину олицетворял дар Божией благодати, исходящей от преподобного, а сейчас, как из драгоценного сосуда истекающий от его мощей на всех, с верою прибегающих к нему.

А великое знамение старца Мелхиседека, явленное уже монаху Ксенофонту перед вынужденным отъездом из афонского Пантелеимонова монастыря, указало на ту чистоту сердца, которая только и дает человеку лицом к лицу увидеть Господа во всех славе в окружении сонмов ангелов и всех святых.

И само изгнание русских монахов с Афона в 1913 году со всей полнотой впервые в жизни святого дало ему испытать на себе заповедь об оклеветанных и оскорблённых, оболганных ради Христа, которым обещана за это великая радость и веселье в Царстве Небесном. Сколько раз ещё преподобный Кукша будет «изгнан правды ради» он и представить не мог.

Когда началась Первая Мировая война монах Ксенофонт, как многие насельники Киево-Печерской Лавры, нёс послушание санитарном поезде. Здесь в полной мере начала воплощаться заповедь о милостивых, которые помиловани будут. Должность, занимаемая Ксенофонтом, называлась «брат милосердия». Боль и беспомощность искалеченных солдат вполне покрывалась поистине материнской любовью будущего старца, который в полном смысле слова носил немощи и тяготы искалеченных воинов на своих руках, как свои собственные.

Стремясь воплотить в своей подвижнической жизни святые Евангельские заповеди, преподобный сподобился воспринять от Господа великий дар –дар искренней, нелицемерной, подлинной христианской любви.

Дары, которые Господь подаёт каждому человеку рознятся между собой. У одного он яркий, искромётный. Изливается он в великие дела, остаются имена таких людей в человеческой памяти надолго –построенными зданиями, книгами, музыкой, военными победами, научными открытиями.

Дар, которым был наделён преподобный Кукша –другого рода. Не всегда умеют люди разглядеть его необычность. Только жизнь как бы изъясняет, выявляет замечательную способность таких людей –любить ближних.

Фёдор Михайлович Достоевский утверждал, что легко любить дальнего, а непросто –ближнего. Трудно любить конкретного человека, ведь общение с ним –это готовность простить его, разделить его тяготы, взять на себя его грехи.

Как посмотришь на жизнь замечательного старца, кажется, что с людьми ему было легко и просто, правда, на свои мытарства, кроме лагерной жизни, отец Кукша никому не жаловался.

«Терпением спасайте души ваши» –эта заповедь Господа нашего Иисуса Христа, наверное, всегда была в памяти отца Кукши, была его внутренним наставлением. Не жалуясь сносил он тяжкие болезни, издевательства в лагерях, злобу завистников. Терпелив был старец и в исполнении послушаний, усердием в работе. Всё чем он занимался, делал старательно, тщательно. Более того, в тяжкие годы лагерной жизни, когда пришлось ему работать на лесоповале по четырнадцать часов в день, истощённый, голодный отец Кукша и сам не падал духом и других ободрял.

Старец был живой связью людей с Богом. Те, чья душа была неспокойна, кто не мог сам справиться с внутренними и внешними бедами шли к отцу Кукше. Был у него великий дар слушать людей, уже одним внимательным взглядом, заинтересованностью старец как бы делил беду, брал её на себя.

А кроме того умел утешить словом, советом и дано было благодатному старцу в молитвах своих испрашивать у Господа облегчение судьбы своих чад.

Многих вернул отец Кукша в лоно Церкви. Терпеливо, молитвой и состраданием вразумлял он тех, кто, либо отошёл от веры, либо ещё не пришёл к ней. Его искренность, чистая вера в правоту Божьего дела, его убеждённость, что только на помощь Господа –наша надежда, просто переливалась в страждущие, отчаявшиеся души.

Никогда отец Кукша не осуждал грешников, он охотно принимал их и с состраданием говорил с ними. На исповедь к нему стремились десятки людей. Потому что ничего старец не делал формально, во всё вкладывал душу. А души исповедников стремились ему навстречу. Здесь и открывал Господь отцу Кукше самые тайные помыслы людей, это снискало ему славу прозорливца. Современники вспоминают, что старец имел всенародную любовь, с людьми общался постоянно, физически уставал очень, духовно –никогда. Наверное, потому что старец был щедро одарен Богом, в его душе горел неугасимый огонёк любви. Простому человеку трудно поверить, что он любил всех. А именно так и было. Любил даже тех, кто не давал ему спокойно жить, из-за кого приходилось старцу переходить из одного монастыря в другой. Любил и гонителей своих и молился за них. А то, что пришлось ему жить в разных уголках Украины, только увеличило число тех, кто окормлялся у духовного старца.

По-разному оставляют о себе память духовные отцы: кто строит храмы, кто пишет книги. Отцу Кукше была дана другая задача –помогать страждущим душам, его послушанием была исповедь. Он относился к тем праведникам, которые озаряли наш грешный мир светом любви, терпения и сострадания.

Все мы жаждем доброты. Образ старца Кукши несёт нам эту доброту. Вот уже скоро полвека, как ушёл преподобный Кукша в горний мир. Но и по сей день мы прибегаем к его молитвенной защите, знаем и верим, что он помнит о нас и своими молитвами у престола Божия испрашивает нам прощение. Дар врачевания, исцеления душевных и телесных болезней, данный Господом праведнику при жизни, ощущаем мы и сейчас, и возносим ему благодарственные молитвы.

Всей своей жизнью праведник учит нас, что лествица, ведущая н небо, стоит на земле, и земными делами мы можем испросить себе прощение у Милостивого Бога.

Старец Софроний (Сахаров) высказал такую мысль: молитва никогда без ответа не остаётся, действие её может проявиться и через много лет после её возношения.

Так, наверное, помогают нам сейчас молитвы отца Кукши, возносимые им о каждом из нас у пренебесного Престола Господа Славы. И каждый из стоящих ныне в этом святом храме, каждый молитвенно соучаствующий в великом и таинственном священнодействии – освящении храма, чувствуют незримую, но неоскудеваемую помощь Преподобного, ощущает на своей главе благословляющую отеческую десницу, которая отирает всякую слезу от лица страждущих, укрепляет немощных, ободряет обессиленых.

Сегодня сам Преподобный незримо своим духом, а явно через свои святые чудотворящие мощи благословляет каждого пришедшего к нему и возносит свои вдохновенные молитвы о всех, в умилении и радости восклицающих: «Преподобне отче наш Кукшо, моли Бога о нас». Аминь.